92-летняя Марфа Романова рассказывала, что в Мытахском наслеге около озера Өлбүт Күөл (Мертвое Озеро) были заживо погребены 29 человек

В Мытахском наслеге Горного улуса существует старинное предание о живых захоронениях. Почти все старожилы знали об этом. Но многие неохотно рассказывали своим потомкам. Боялись.

Только в 1981 г. учитель Бердигестяхской средней школы, руководитель кружка «Родина» Мария Константинова со школьниками Любой Федоровой, Александрой Парфеновой записали на магнитофон рассказ 92-летней Марфы Романовой. Она была почти энциклопедией древних времен. Знала очень много былин, преданий и сказок.

Ее рассказ о Мертвом Озере (Өлбүт Күөл) мы позже опубликовали в районной газете “Үлэ күүһэ” в 1990 г. Всем интересно, почему озеро названо мертвым? Вот о чем поведала Марфа Романова, повар легендарного Героя гражданской войны Ивана Строда и повстанцев Ксенофонтовщины:

 В былые времена в этом маленьком аласе жил очень богатый человек. Когда он умер, по его завещанию выкопали яму с девятью комнатами. В дальнем углу захоронили своего хозяина с лошадью, по бокам – самого красивого мальчика и девушку верхом на коне. Якобы, в верхнем мире они постоянно будут держать конский поводок. В трех ямах – по девять человек, которые должны обслуживать жизнь богача. В других трех ямах – по девять коров, лошадей, оленей. А в двух ямах—одежду, посуду, воинские принадлежности богача.

 

Страшно то, что всех их похоронили живьем. Крик, вой, плач заживо погребенных людей были слышны из-под земли девять дней… Испугавшись от такого чудовищного захоронения, все жители аласа переселились в другие места. После этого случая алас совсем пустовал, все обходили стороной. А позже озеро назвали Өлбүт Күөл (Мертвое Озеро).

Видимо, научные работники Якутии были наслышаны об этом предании. В 60- х годах прошлого столетия, провели раскопку в этом аласе. Но ничего не обнаружили. Известный знаток тех времен Василий Тимофеев мне рассказывал, что они уехали, не завершив свою работу. Им постоянно мешали, пугали невидимые
силы потустороннего мира. Конечно, сейчас подтвердить это некому. Только можем ознакомить, из научного труда Гавриила Ксенофонтова «Шаманизм»:

…Издревле здесь был сильно развит шаманизм. Мытахские шаманы искони совершали гастроли по ленским наслегам своего улуса, где нет своих шаманов. По сохранившимся народным преданиям, главы Мытахских родов были одновременно и шаманами, и князьями в течение нескольких поколений. Один аристократический род, а именно фамилии Стручковых, по рассказам стариков,
в числе своих предков насчитывает девять поколений шаманов, идущих
преемственно один за другим, которые одновременно были главами своей
административной единицы…

Кто прочитал рассказ народного писателя Якутии Софрона Данилова “Араҥас” знают, какие ужасные, непонятные трагедии происходили в этих местах. Один случай. Помогавший в установлении советской власти в Мытахском наслеге ярый атеист Дьааҥса во время строительства изгороди наткнувшись в лесу на араҥас стал бить топором череп шамана, кричать, рычать и с большим трудом разбил череп на мелкие куски. Вся бригада пыталась остановить обезумевшего мужика, но не смогли.

Через несколько лет все его дети умерли. В том числе учитель и близкий друг Семена, Софрона Даниловых Ефрем. А сам Дьааҥса все время просил, умолял «Если есть бог или действующий шаман, возьмите виновного меня самого, а не детей». Трудно передать, как он мучился, страдал…

С этого события прошло около ста лет. Местные жители почитают сверхестественные силы “гастролировавших шаманов по ленским наслегам” несколько веков.

Как и когда разгадают тайну Мертвого Озера Мытахского наслега Горного улуса? Незаконно репрессированный председатель колхоза Василий Тимофеев рассказывал, что там заживо погребен только один молодой человек – верный слуга, который будет держать конский поводок хозяина. А в аласе Өлбүт Күөл происходили кровавые сражения с Вилюйскими воинами. В этих местах остались сотни убитые. Мытахцы, полностью уничтожив незваных врагов, утопили их в этих двух озерах. Потом эти озера переименовали в Улахан и Кыра Даркы.

Есть слух о том, что планируют вести археологическую работу в этих загадочных местах. В связи с этим старожилы, знатоки родного края обязаны предупредить, рассказать и напомнить молодому поколению о тех страшных
событиях былых времен…

Рисунок Елены Дьячковской

Василий Алексеев,
член Союза журналистов России.